Наурыз в жизни казахов


Праздник Наурыз мейрамы Благодаря простоте образа жизни казахи стали больше чем кто-либо «детьми» природы, наделившей их пытливым умом и любознательностью. Народ, который в прошлом не имел представления о существовании компаса, не пользовался часами, мог по солнцу, луне, движению светил ориентироваться на местности, определить днем и ночью точное время суток. Он пользовался восточным календарем, составленным почти три тысячи лет назад, в основу которого положен двенадцатилетний животный цикл, дал свои названия месяцам, условно подразделенным на летние и зимние, в соответствии с временами года, характером погодно-климатических условий степей. Начинали пахоту весной, как только теплые солнечные лучи проникали в юрту сквозь ее верхнее отверстие. По старому летоисчислению этот день обычно совпадал с 21 марта — днем весеннего равноденствия. Поэтому казахи называли март месяцем Наурыз. Считалось, что в день весеннего равноденствия все небесные тела возвращаются на свои исходные позиции, начинается обновление всего живого в окружающем мире. Но главными признаками обновления были первый весенний гром, набухание почек на ветвях деревьев, буйное прорастание зелени. Отношение народа к наурызу характеризуется и тем, что мальчиков, родившихся в день весеннего равноденствия, нарекали Наурыз-баем, Наурызбеком, девочек — просто Наурыз, Наурызгуль. Если в этот день выпадал снег, то это считалось добрым предзнаменованием. Даже девичью красоту в казахском эпосе сравнивают с белым снегом наурыза, поскольку в марте месяце обычно идет мягкий пушистый снег с особенной белизной на фоне обновляющегося мира. В этот день в каждой семье накрывали дастархан — скатерть с различными яствами.

Праздник Наурыз мейрамы Для угощения соседей приготовлялась похлебка, именуемая в народе «наурыз коже», из смеси очищенных зерен проса, пшеницы, кукурузы, риса — культивируемых в данном районе злаковых,— с мясом, солью и жиром, в другом варианте — просто из семи компонентов — мяса, соли, жира, лука, пшеницы, курта, иримшика (курт, иримшик - молочный продукт), то есть из тех, что имеются в наличии. Девушки готовили ритуальные блюда «уйкы ашар» (дословно «пробуждающий от спячки».— У. Д.) из свежего мяса и молозива. Этому яству по древним поверьям казахов приписывалась способность пробудить у юношей физическую силу и чувства любви. Им угощали парней, как правило женихов, чтобы они не проспали весеннего обновления природы. В ответ на угощение джигиты преподносили подарки «селт еткизер» (дословно «удивляющий».— У. Д.) в виде зеркала, гребенки, мыла, духов в платке. До наступления дня весеннего равноденствия люди приводили в порядок свои дома, хозяйственные постройки, посевной инвентарь, тщательно протирали мебель, домашнюю утварь, расплачивались с долгами, находившиеся в ссоре мирились, ибо, как утверждали старики, когда наурыз входит в их дома, все болезни, жизненные невзгоды и неудачи должны обходить их стороной. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости заполняли молоком, айраном, шубатом, семенным зерном, ключевой водой. В день наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания, дабы все невзгоды и беды миновали их. Каждый старался одеться опрятно, чисто, по возможности надевали что-нибудь из обновки. В день наурыза рассвет встречали все вместе. С раннего утра мужчины очищали арыки, колодцы-тескен, истоки родников, старики высаживали деревья со словами «Пусть от человека остается потомкам дерево, нежели скот», «Срубишь одно дерево — посади десять!», женщины кропили молоком посаженные деревья, очищенные родники, что символизировало пожелание благополучия земле-матушке.


Тескен, кескен — каризная (дословно — от персидского «гариз», что означает колодец) система водопровода на пересеченной местности. При строительстве и ремонте системы тескен грунт вынимался на поверхность через колодцы, соединенные между собой тоннелями.

Праздник Наурыз мейрамы. 1988 год В полдень на условленном месте у селения резали быка и варили из его мяса блюдо «бель котерер» (дословно «выпрямляющий стан».— У. Д.), поскольку бык считался одним из самых сильных и выносливых животных и пища из его мяса, подаваемая вместе с похлебкой из семи компонентов на праздничный дастархан, якобы передавала эти качества людям. После этого начиналась игра «Айкыш-уйкыш» (дословно «друг другу навстречу».— У. Д.) Мужчины и женщины молодого, среднего и пожилого возрастов, образовав группы, располагались на определенном расстоянии, каждая в отдельности. После шутливого вызова ведущего, чаще всего в стихах, два участника игры — мужчина и женщина выбегали друг другу навстречу, сталкиваясь грудь в грудь, женщина шла к мужчинам, мужчина — к женщинам. Другая же игра — «Аударыспак», во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла, а если кому-то удавалось пересадить соперника задом наперед, потерпевшего под общий хохот, шутки и прибаутки отправляли обратно в свою группу. Праздник «Наурыз мейрамы» не обходился без спортивной борьбы, участвуя в которой девушка могла вызвать на состязание джигита с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, если она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые ее приказания. В таких случаях «Наурыз» превращался нередко в свадебные торжества, отсюда и доброе пожелание, бытующее в народе — «Пусть продолжением праздника будет свадьба!».

Айтыс — состязания певцов-импровизаторов с присуждением призов победителям от имени устроителей торжеств. По сохранившейся традиции в айтысах состязаются парно и группами, исполняя импровизации в виде частушек.

Айтыс День заканчивался театрализованным представлением, где два акына в стихотворной форме состязались в песнях, символизируя добро и зло, уходящий старый и наступающий в день равноденствия новый год. Состязания акынов прекращались с заходом солнца за горизонт, когда якобы добро побеждает зло. Затем разжигался костер, как правило, у алтыбакана — переносных качелей. С зажженными от его огня факелами люди обходили все дома, окрестности селения, после чего у качелей пели и плясали, завершая праздник «Наурыз мейрамы». На юге Казахстана такие народные торжества в старину дополнялись еще и своеобразным чествованием аллого цветка "кыз-галдак". Этому нежному созданию родной природы посвящались айтысы, молодежные хороводы "Алкакотан" в композиции с народными играми. В советское время праздник был предан забвению. Кое-кто увидел в "Наурыз мейрамы" проявление религиозности населения, хотя массовые молитвы в его честь, восхваления аллаха исследователями не отмечено. Да и традиция "Наурыза", как известно возникла задолго до принятия мусульманства в казахских степях. В 1988 году по инициативе общественности, впервые после долгого перерыва (с 1926 года) в Алма-Атинской области и г. Алма-Ата был проведен праздник "Наурыз мейрамы".

Узбекали Джанибеков

Республика Казахстан на карте