Бата. Благословения казахского народа


«Ак бата» произносятся при отправлении в дальний путь Издавна в нашем народе жила непоколебимая вера в благодатную силу слова. Из этой веры родился своеобразный обряд "бата беру" — благословения. Издревле люди верили, что благодаря доброму и искреннему пожеланию честного и праведного человека, можно достичь поставленных целей и желаний. И считали за честь получить благословение у самого уважаемого и почтенного аксакала. Недаром в народе бытуют мудрые слова: "Земля зеленеет после дождя, джигит процветает, получив благословение". По своим целям и содержанию "бата" бывают самыми разнообразными. Этой доброй традиции, идущей из глубин веков, в народе всегда придавали особое значение. Добрые, искренние слова напутствия оказывают благотворное влияние на воспитание у молодых людей благородных чувств. Детей, начинающих самостоятельный путь, благословляли так:

«Пусть гордится тобой твой народ
И придет к тебе мудрость с годами.
Стань защитой и опорой
Взрастившей тебя земле!»

В конце больших свадеб произносили пожелания Народ верил, что "доброе слово — это половина счастья". Получить слова благодарности и благословения считалось большим достижением. Светлые и искренние слова "ак бата" вселяют надежду, веру, способствуют упрочению устоев и ценностей, движут людьми в их самых благородных побуждениях. Большой радостью в народе считаются свадебные праздники. В конце больших свадеб и народных тоев произносили пожелания:

«Да благословит тебя Всевышний,
Молодой хозяин очага!
Пусть будет удачлив твой путь
И прочным твой порог.
Пусть согласие царит в доме этом
И не погаснет свет очага!
Такие пожелания укрепляли семейные узы.»

Как известно, одним из способов существования казахского народа было скотоводство. Но растить и ухаживать за скотом — дело не простое. Народ превращал в праздники традиции, связанные с перекочевкой на "жайлау" (летнее пастбище) и "бие байлау" (время, когда впервые в году приступают к доению кобылиц). Во время бие байлау произносились бата:

«Пусть саба будет полон кумыса,
Изобильным всегда достархан.
Да размножатся стада лошадей,
А кумыс льется рекой!»

После получения "ак бата" в народе зарождается вера в то, что они достигнут поставленных перед собой целей. "Ак бата" произносятся при отправлении в дальний путь, в дни айта, за праздничным дастарханом Наурыза ("Улыстын улы кунi"), после малых или больших тоев при большом стечении народа.

«Пусть исполнятся желанья народные,
Да будут реки водопойны,
Пастбища — полны скота,
А джигиты — крепки и мощны.
И да служит все это на благо народа!»

"Любовь к отчизне начинается с семьи", — считали в народе и особое внимание уделяли целостности и единству народа, а также миру и спокойствию. Поэтому наделенные большим авторитетом в народе аксакалы произносили такое благословение:

«Благослови, Всевышний, и помилуй,
Сохрани от беды и опасностей,
От раздоров и ссор сохрани,
Сохрани единство и мир!»

Люди, сидящие с раскрытыми ладонями, произносят: "Аминь!" — и проводят ладонями по лицу. Этим выражается их одобрение. Продолжая добрую традицию, "бата" призывает к добру и благочестию, к знаниям и труду. Пропагандирует народные качества: порядочность и милосердие, скромность и человечность.

«Достигнув вершин наук и познаний,
Стань мудрецом и ученым,
Известным в народе своем,
Умеющим судить справедливо, Аллахуакбар!»

«Отделившись от дома родного,
По дороге знаний иди.
Пусть тебе покорятся вершины,
Непокоренные предками твоими!»


C раскрытыми ладонями, произносят: «Аминь!» и проводят ладонями по лицу Благословений, назидательных по своему характеру, существует множество. Они берут свое начало из глубин веков. Старшее поколение всегда стремилось воспитать в молодых людях чувство патриотизма и гордости, привить любовь к знаниям. Молодежь ценила доброе воздействие благих слов и назиданий. Молодые люди, вступая на самостоятельный путь, старались получить наставления уважаемого аксакала:

«Стань опорой всего народа,
А не только опорой дома своего.
Стань талантливым человеком,
Достойным народа своего.»

Благословения и благопожелания — светлая традиция, рожденная из самых недр народных чаяний. Они могут дополняться по своему содержанию и характеру в зависимости от веяний и духа времени. Бата — добрые пожелания, воспитательное и назидательное значение которых огромно. Они призывают быть подальше от всего дурного и непристойного.

серия книг: "Сен бiлесiн бе?". Издательство "Аруна"

Республика Казахстан на карте