Объединение казахских племен


Казахи Мангышлака и Устюрта. 19 век Говоря об этнической истории казахов, хочется обратить внимание еще на следующие обстоятельства. Это — обособление их в степях, зажатых между Россией, Китаем и среднеазиатскими ханствами. Это кочевой и полукочевой образ жизни у большинства степного населения. Это наличие у казахов экзогамной системы брачных отношений. Эти обстоятельства создавали условия для укрепления традиционных связей, постоянных контактов, сношений между различными племенами, населявшими Дешти-кыпчакские степи, способствуя их консолидации, сближению и образованию постепенно казахского народа как единого целого. Процесс этот, начавшийся с глубокой древности, получил дальнейшее развитие к середине XV века, точнее к 1456 году, когда, окончательно отмежевываясь от хана Абулхаира — правителя кочевых узбеков, как историки именуют насельников степей тех лет, откочевали на восток со своими подданными султаны Джанибек и Керей.

Экзогамия — запрет брачных отношений между членами родового объединения, у казахов - до седьмого поколения

Казахи Мангышлака и Устюрта. 19 век Тем самым, положив начало объединению казахских племен в единое целое образованием на реке Чу самостоятельного ханства. Сплочению и консолидации казахских племен благоприятствовала и сложившаяся к этому времени расстановка сил в степях евразийского пояса. В 1468 году в разгар подготовки к походу против мятежных султанов в городе Сыгнаке умер хан Абулхаир. После его смерти подвластное ему огромное государство от Сибири до Каспия распалось. Казахи окончательно локализовались в степях Сары-Арки, бассейнах Урала, Сырдарьи, Таласа, Чу, Или, Иртыша. Их прямые сородичи узбеки ушли в Среднюю Азию, ногайцы — через Волгу на Северный Кавказ. К Казахскому ханству, созданному Джанибеком и Кереем, присоединяются еще несколько десятков тысяч семей, вследствие чего к началу XVI века объединение казахских племен в один народ стало уже фактом.

Аблай, Абилмансур - хан Казахской орды Этническое самосознание, чувство принадлежности к единому народу крепли вместе со становлением казахской государственности в XVII веке при хане Есиме (ум. 1628), и особенно, при его внуке хане Тауке (1680—1718), сыне хана Джангира, погибшего на поле боя с джунгарами. Неустанную борьбу за объединение казахских племен в единое целое перед лицом общего врага — джунгарских поработителей, не увенчавшуюся успехами, как известно, в практическом плане вел хан Аблай (1711 —1781), отличавшийся жестокостью, беспощадностью к своим противникам. Проявляя личную отвагу, организовывая смелые вылазки народных ополченцев, Аблай завоевал славу и популярность среди народа, а приняв в 1740 году российское подданство, показал себя дальновидным, прозорливым политиком, государственным деятелем, хотя далеко не во всем последовательным. В жестоких схватках с врагами, протягивавшими свои щупальца к присырдарьинским городам и другим жизненно важным центрам тогдашнего Казахстана, выросло единение народа.


Аблай хан (1713 - 1781) — хан Казахской орды, один из выдающихся государственных деятелей в истории казахской государственности. Ставший ханом в двадцать лет, Аблай около полувека с честью правил ханством. Он был умным политиком, грамотным дипломатом, талантливым полководцем. Его основной задачей было укрепление государства. Проанализировав военно-политическую ситуацию в соседних государствах, он приступает к осуществлению задачи по объединению всех трех жузов Казахского ханства во имя защиты от внешних врагов. В 1743г. в городе Туркестане ханы, султаны, батыры трех жузов объединились под одним ханством и провозгласили Аблай-хана ханом Казахского ханства.

Казахское ханство История не сохранила имен многих героев, народных мстителей, сломивших джунгаров физически, морально, политически, поставивших вопрос о самом существовании джунгарского государства. Однако угроза нового порабощения и даже физического истребления со стороны своего могучего восточного соседа — Китайской империи, правителей Коканда — с юга, Бухары и Хивы — с запада, каждый из которых был не прочь овладеть богатствами степей, вынудила казахский народ осознать необходимость сближения с Россией, искать в ее лице защитника. В 30-х годах XVIII века в состав Российской империи вошли казахи Младшего жуза, немного позже — Среднего. Старший жуз принял российское подданство к середине XIX века. Однако фактическую независимость от России все они сохраняли очень долго, оставаясь под властью своих ханов, султанов — правителей и биев — старейшин.

Жузы — однотипные территориальные объединения казахских племен, возникшие с укреплением в средние века этнокультурных, этнополитических, хозяйственно-экономических и прочих связей в рамках трех основных регионов их расселения. Они управлялись ханами с помощью биев (старейшин). Деление на жузы сохраняется как пережиток прошлого в этнической памяти населения и в настоящее время.

Юрта казаха Присоединение Казахстана к России имело особо важное значение в исторической судьбе казахского народа. Несмотря на двойной гнет царизма и местных баев-феодалов, самую омерзительную колониальную политику царских чиновников, в казахские степи стали проникать лучшие формы хозяйствования, черты передовой духовной культуры, прогрессивные идеи. Выдающийся ученый-востоковед, философ, историк-этнограф, путешественник Чокан Валиханов (1835—1865), основоположник казахской литературы критического реализма, поэт, композитор, философ Абай Кунанбаев (1845— 1904), педагог-просветитель Ибрай Алтынсарин (1841 —1889) были последовательными поборниками идеи братства и сближения с Россией, с ее передовой культурой.

Узбекали Джанибеков

Республика Казахстан на карте