Казахские скакуны


Тулпары - казахские скакуны. худ. Е.Бухарбаев В казахской истории рядом с именами великих батыров обязательно упоминаются их боевые кони. Имена этих коней часто встречаются в эпосах, народных сказаниях, в названиях мест. Когда ребенку исполнялось три года, его отец седлал коня «ашамаем» и обучал сына верховой езде (ашамай — примитивный вид седла, специально для начинающих). Жеребенка, объезженного подростком, называли беcipe, и с того момента он считался его личным скакуном. Казахи никогда не смели есть мясо достойного коня, победителя в скачках или верного друга батыра. Таких коней, умерших своей смертью, хоронили с почестями.

Кара ат. худ. Е.Бухарбаев Кара ат. Когда-то давно народы казахов и калмыков собрались на большой той. Устроили скачки на 70 км, где участвовало около трехсот лошадей. Конь бия Аймамбета Кара ат бежал быстрее всех. Калмыки его поймали и заперли в высоченный каменный сарай. Услышав стук копыт лошадей, скачущих мимо, Кара ат не вытерпел, перепрыгнул через высокую стену, снова всех обогнал и победил на этих скачках. С тех пор это место называется «Заточение Кара ат». Оно находится в районе Косагаш Алтайского края. До сих пор путники, проезжая мимо скалы, удивляются ловкости, мощи и силе легендарного коня.

Керкекиль и Жаменке. худ. Е.Бухарбаев Керкекиль. Керкекиль — конь батыра Жаменке, который в 1916 году участвовал в боевых сражениях. До пятилетнего возраста Керкекиль жил в красивейших местах гор Алатау, в Каркаре, где сочные пастбища, прозрачные озера, прекрасная погода в любое время года. В 1910 году из Ташкента к Жаменке приехал друг Кыдыреке. Он гостит все лето и перед отъездом просит отдать ему Керкекиля. Жаменке дарит коня другу. Довольный Кыдыреке увозит скакуна из родных мест. Но через неделю Керкекиль убегает и возвращается в родную Каркару. Жаменке сообщает другу об этом, и коня опять увозят в Ташкент. Но через месяц Керкекиль снова возвращается к Жаменке. Расстояние между Ташкентом и Каркарой более 1,5 тыс. км. Это расстояние скакун благополучно преодолевал благодаря своему чутью и смекалке. Днем он таился в кустах, а ночью скакал в родные края. Это спасало его от охотников и хищников. Похоже, что на чужбине лошадям тоже снятся родные края. Чтобы конь забыл родину, ему показывали собственное отражение и вырывали ресницы. На предложение Жаменке сделать так же, Кыдыреке ответил:


— Я благодарен тебе, мой друг. Ты дважды дарил мне этого коня. Но Керкекиль — особенный конь, намного достойнее любого из нас. Он истинно любит свою родину. Пускай здесь и остается.

Кокдонен. худ. Е.Бухарбаев Кокдонен. Это конь Ер Жанибека Бердаулетулы (1714—1792), который участвовал в национально-освободительной войне против джунгар. Как-то раз юный Жанибек гостил у родственников по материнской линии. Там он увидел коня Кокдонена, который ему понравился. Он попросил подарить ему этого коня. Мальчик так настаивал на своем, что пришлось уступить его просьбе. Жанибек участвовал во многих сражениях и отличился благодаря Кокдонену. Если у полководца во время сражения погибала лошадь, то его сажали на коня одного из воинов. Это древняя традиция военных. В 1750 году была 80-дневная Шорганская война, в которой участвовали десятки тысяч воинов В этом сражении конь хана Абылая погибает, и он остается пешим среди врагов. Вдруг появляется Жанибек и отдает хану своего коня. На вопрос: «Как же ты?», он отвечает: «Если погибну я — народ останется без одного из многочисленных батыров. А если погибнете Вы — народ останется без своего единственного хана». После этой битвы конь Жанибека удостаивается большого уважения и почести, как «конь, спасший самого Абылая». Кюй «Жанiбектiн Кокдоненi» отображает весь ужас той войны, мужественную поступь и мощный топот копыт скакуна.

Тайбурыл. Тайбурыл — конь батыра Кобыланды, жившего в XIV— XV веках. В народе бытует следующий сказ о том, как Кобыланды стал хозяином этого скакуна. Однажды отец Кобыланды сказал своему сыну:

— Серая кобыла скоро ожеребится. Конь станет твоим верным скакуном.

Тайбурыл. худ. Е.Бухарбаев Как только жеребенок появился на свет, заботу о нем взяла на себя невеста батыра — Куртка. Она 40 дней поила кyлык (кобылица, всего один раз ожеребившаяся) и следующие 40 дней молоком кысыр (кобыла, дающая молоко второй год подряд). У Тайбурыла появилась мощная сила и железные мышцы. Следующие 90 дней в его корм добавляли различные целебные травы, чтобы был здоров. Держали коня в специальной юрте. Только два раза, на рассвете и на закате, туда впускали лучи солнца. Так его содержали до шести лет. Когда пришло время выпускать коня на волю, никогда не видевший солнечного света Тайбурыл, "возбужденно сверкая глазами, взвился ввысь. Вместе с батыром Тайбурыл участвовал во многих битвах. В бою возле города Казани Тайбурыл перепрыгнул через крепостную стену, и Кобыланды отважно расправился с врагом. Сейчас сосуд, из которого кормили Тайбурыла, хранится в Таразском музее. До сих пор казахи прикасаются к этому сосуду, преклоняясь перед могучим духом скакуна.

Ардакурен. худ. Е.Бухарбаев Ардакурен. В начале XIX века окрестности Актюбинска занимали русские военные. Они возводили укрепления, оттесняя казахов с обжитой земли. Однажды пятеро пьяных солдат из города Кызыл вошли в селение и насильно угнали скот. В это время с охоты возвращался батыр Куламан. Увидев переполох в селе, тут же отправился в погоню за солдатами. Догнав двоих и расправившись с ними, продолжил преследовать остальных. Но те успевают въехать в крепость и закрыть ворота. Конь батыра, не колеблясь, перепрыгивает через крепостную стену. От неожиданности трое солдат не успели спрятаться. Куламан расправляется с обидчиками, затем на коне перепрыгивает через стену обратно. Он собирает свой народ и кочует в земли Сарыарки, подальше от крепости. Оказалось, что когда Ардакурен прыгал через стену во второй раз, он задел копытом кирпич. На месте, откуда упал кирпич, начальник крепости поставил метку и рассказал всем об удивительном скакуне казахского батыра. Все лишь поражались мощи и силе скакуна, назвав его «крылатым конем».

серия книг: "Сен бiлесiн бе?". Издательство "Аруна"

Республика Казахстан на карте