Казахская свадьба


Встреча родителей жениха и невесты. худ. Е.Рудковская Свадьба — самый красивый и важный праздник в жизни человека. Парень с девушкой достигли совершеннолетия и нашли свое место в жизни — вот смысл этого торжественного события. В народе говорят: "Родина начинается с семьи, семья — основа общества". У разных народов есть свои обычаи и традиции проведения свадеб. Традиционная казахская свадьба начинается со сватовства. В старину было несколько видов сватовства. Сегодня молодые сообщают родителям о решении создать семью. Сохраняя основу древней традиции, родители вместе с родственниками и соседями совершают обряд сватовства. Сватовство — это знакомство двух сторон друг с другом. Родители жениха и невесты, поддерживая намерения молодых, договариваются о проведении свадебного торжества. Быть сватом у казахов означает поддерживать уважительные родственные отношения много лет. "Женятся на сто лет, а сватаются на тысячу", — так говорит народная пословица.

Встреча родителей жениха и невесты. худ. Е.Рудковская Сегодня часто встречаются свадьбы, где невесту провожают и встречают согласно традициям. Проводы невесты проходили в ауле ее родителей. Для молодоженов ставили новую юрту. Невеста надевала свадебный наряд с головным убором — саукеле. На проводах выполняли множество разных ритуалов: "тойбастар" (начало праздника), "жар-жар", "сьнсу". Устраивались веселые вечеринки, проводились народные игры "Догони девушку", байга, перетягивание каната, борьба. Празднество продолжалось несколько дней. Затем в ауле жениха торжественно встречали невесту. Здесь тойбастар проводился вместе с обрядом "беташар" (знакомство с невестой). До поздней ночи в ауле было шумно от веселых народных игр. В наше время свадьба начинается с заключения брака между молодыми. Эта церемония проходит во дворцах бракосочетания в присутствии родителей, свидетелей жениха и невесты, самых близких друзей. Молодожены обмениваются кольцами и получают свидетельство о браке.


Невестка с подругами сидит за занавесками. худ. Е.Рудковская Многие бракосочетание стали проводить в мечетях по мусульманским обычаям. Заключение брака — ответственный момент перед началом семейной жизни. Молодые слушают напутственные слова, теплые пожелания, затем начинаются свадебные гуляния. Молодожены вместе с друзьями в разукрашенных машинах посещают памятные места: памятники Райымбеку и Абаю в Алматы, мавзолеи Айша-биби в Таразе, Козы Корпеш-Баян Сулу, Енлик-Кебек в Семипалатинске и Другие. После посещения памятных мест жених и невеста приезжают на свадебное пиршество. Место проведения пира украшается лентами, шарами, плакатами с пожеланиями молодым счастливой семейной жизни. Большое значение придается меню свадебного дастархана. Столы ломились от обильной пищи. Этот обычай возник из намерения пожелать молодым такой же сытой и богатой праздниками жизни. Приглашенные рассаживаются за столы по особому порядку. Жених и невеста устраиваются во главе стола, затем на почетное место проходят сваты, а напротив них по возрасту, начиная со старших, садятся остальные гости.

Певец представляет невесте свекра, свекровь и остальных. худ. Е.Рудковская Когда асаба (ведущий) объявляет начало пира, входит невеста. Навстречу ей бросают "шашу" — сладости. Молодежь поет свадебную песню "жар-жар". В старину "жар-жар" исполняли на проводах невесты в виде айтыса — песенного спора. Молодая вместе с подругами сидела за занавесками в своей юрте, а жених с друзьями верхом на лошадях находились снаружи. Девушка пела о своей родной земле, о любви к родителям, о любимых подругах, о счастливом детстве и печалилась, что покидает все это. Джигит утешал ее, пел о том, что ее место займут другие люди, а она обретет новых подруг и родственников. Сегодня "жар-жар" исполняется по-иному. Слова и музыка совершенно новые, и поют "жар-жар" все собравшиеся на свадьбу. Когда хор запевает "жар-жар", молодожены вместе со своими дружками проходят через толпу гостей и становятся на самом видном месте. На головной убор невесты накинут белый платок, закрывающий лицо. В центр выходит искусный певец и исполняет "беташар" — песню, которая знакомит невесту с родственниками жениха. Певец представляет невесте свекра, свекровь и остальных родственников. Каждый раз, как называлось очередное имя, невеста кланялась. Певец домбырой или камчой приоткрывал ее платок. Беташар заканчивался наставлением молодой снохе.

Вот пример беташара:

Ну, сородичи-родня,
Сгодился вам сегодня я.
Покажу я всем сноху
Без подарка не уйду.
Вот, невеста, милая моя,
Сидит свекор близ тебя,
Видишь, сколько людей
Собрал он на свадьбе твоей.
Он степь до края проскакал
Всех на свадьбу твою собрал.
Этот день давно он ждал
И все сделал, как мечтал.
Сверкает звезда на его груди
Поклонись ему до земли.

Встреча родителей жениха и невесты. худ. Е.Рудковская После этого с невесты снимают платок, разбрасывают "шашу", родственники с наилучшими пожеланиями целуют невесту и одаривают певца. Песни и игры — украшение праздника. Ведущий сам начинает петь и раззадоривать гостей. Надо сказать, что выступления гостей строго упорядочены. Хозяин свадьбы сам определяет очередность. Асаба по порядку дает гостям возможность высказать свои пожелания и предлагает им показать свое искусство в любом жанре. Устраивает песенное соревнование между сватами. Если такое не получается, асаба вызывает специально приглашенных артистов для исполнения песен и танцев. Насвадьбах поют песни, посвященные родителям, свату, сватье и, конечно, песни о любви для молодых. В последнее время входит в обычай приглашать на свадьбы музыкальные коллективы. В перерыве начинаются танцы и различные игры. Конечно, теперь не проводят такие игры, как "Догони девушку" или "Перетяни канат". Сегодня играют в веселые игры с шутками и прибаутками. Победителям игр, а также хорошим певцам и танцорам дарят приготовленные призы. По окончании свадьбы родители молодоженов благодарят гостей за то, что они вместе с ними разделили эту большую радость.

серия книг: "Сен бiлесiн бе?". Издательство "Аруна"

Республика Казахстан на карте