Казахская юрта


Четерхколесная телега Как свидетельствуют источники, казахами в прошлом создавались различные типы домов на колесах, которые не дошли до наших дней. Об их конструктивных формах мы можем судить только по описаниям очевидцев. В частности, В. Рубрук описывал плетенные из прутьев и покрытые войлоком дома на колесах, характерные для середины XIII века, в которые впрягали до 22 быков. У Ибн-Батуты, побывавшего в дешти-кыпчакских степях спустя почти сто лет, также упоминаются кибитки со вставленными окнами на четырехколесных телегах «арба». В книге Фазлаллаха ибн Рузбихана Исфахани «Михманнаме и Бухара» («Записки бухарского гостя»), написанной в XVI веке, рассказывается, что эти громадные кибитки имели жесткий деревянный каркас, покрываемый войлоком, затянутые тонкой кожей или пузырем окна, передвигались они упряжками множества верблюдов. Сведения о жилищах на колесах имеются и в записках англичанина А. Дженкинсона, проезжавшего по степям Прикаспия в середине XVI века. В отличие от других форм переносного жилья, например, юрты дома на колесах при переездах не разбирались. В их декоративном оформлении использовались традиционные приемы народного прикладного искусства.

Казахская юрта — кииз уй Более поздние по времени бытования повозки-кюйме, служившие одновременно и дорожными жилищами, по всей вероятности, достались в наследство от тех времен. Тем более описание кюйме, содержащееся в народных эпических поэмах, удивительно точно соответствует сведениям В. Рубрука и Ибн-Батуты. Однако дома на колесах скоро выходят из обихода и уже в XVIII—XIX веках основной формой переносного жилища казахов-кочевников становятся войлочные юрты. «Касаки,— писал А. Вамбери,— составляют большинство населения ханства (т. е. Кокандского). Они ведут кочевой образ жизни в гористой области, между озером Чаганаком и Ташкентом, и платят своему государю столько же, сколько хану. Многие из кокандских киргизов (казахов) люди очень достаточные, имеют в Хазрети Туркестане или других местностях дома, в которых, впрочем, они сами не живут».

Тез. Изготовление каркаса юрты Казахская юрта — кииз уй относится к тюркскому (кыпчакскому) типу разборных решетчато-войлочных построек, «которая с точки зрения конструктивной не превзойдена ни одним из кочевых народов и является самым совершенным из переносных жилищ». По сравнению с монгольской она имеет более высокое куполообразное очертание крыши, позволяющее выдержать ураганные ветры, дождь и снежные наносы. Академик А. Маргулан считал, что по сравнению со срубным или глинобитным домом современная нам войлочная юрта является относительно поздним жилищем, в котором трансформированы основные элементы его ранних прототипов. Кииз уй состоит из красиво изогнутых складывающихся решетчатых стен — кереге, сводчатых жердей — уыков, верхнего обруча — шанырака. Все это обвязывается веревками и ковровыми дорожками, покрывается по бокам четырьмя туырлыками (названия войлочных покрытий юрты), поверх их — двумя узуками и тундуком, составляющими стены и кровлю жилища, надежно защищающими от непогоды.


Уста. Мастер-юртостроитель У казахов издревле была в почете белая юрта — ак уй, считавшаяся символом достатка и благополучия. Она имела кереге 6—8, нередко и 12 штук в кругу, 140—150 уыков, вдвое больше, чем в обычной, т. е. темной юрте — кара уй. Ак уй покрывалась белым войлоком, обтягивалась в ее цилиндрической части циновками, а вверху, где к ней прикреплялись уыки, широкой ковровой полосой — баскур. Неизменными принадлежностями казахской юрты являлись всевозможные завязки и подвесные украшения — тангыш, шанырак-бау, аркан, уыкбау, желбау, аякбау и др. Двери юрты — сыкырлаук украшались тонкой резьбой, костяной инкрустацией или росписью, прикрывались войлочной завесой. Юрты малого размера (отау уй) ставились для новобрачных. Во время коротких остановок на путях кочевий более состоятельные степняки обычно ставили юрты малых размеров — туырлык уй с небольшим шаныраком. Снаружи такая юрта покрывалась лишь туырлыками, доходящими от шанырака до земли, а шанырак — тундуком.

Курке. Балаган обездоленного Походная юрта — жолама уй, или аблайша, представляла собой маленькую, из трех-четырех кереге, с короткими уыками и миниатюрным шаныраком кибитку. Кос — жилище пастухов в отличие от обычной общепринятой юрты имел конусообразную форму за счет прямых жердей-уыков, воткнутых в землю и связанных вверху волосяной веревкой, продетой в отверстия на их концах. Жерди в данном случае выполняли функции и решетчатой стены — кереге и свода. По размерам и внутреннему убранству юрты можно было определить степень имущественного положения ее обитателей. У бедноты, например, были маленькие, тесные, иногда даже без шанырака трех-четырехстворчатые юрты. Нередко они обходились и двумя развернутыми и скрепленными друг с другом поверху кереге, покрытыми лишь одним темным туырлыком. Этот вид жилья назывался шайла — шалашом. А совсем обездоленные ставили курке — балаганы из трех связанных вверху жердей — бакан, прикрытых с подветренной или солнечной стороны кошмой или чием.

Чаепитие в юрте Юрта как жилище была очень удобна летом, но условия жизни в ней зимой, если приходилось зимовать, особенно при сильных морозах, ветрах, срывавших нередко ее войлочное покрытие и опрокидывавших каркас, были очень тяжелыми. Интерьер юрты, как это подтверждают исследования этнографа М. С. Муканова, базировался на лучших народных традициях. По его мнению, различные предметы из войлока, тканые изделия, узорчатые циновки, настенные ковры, вышивки, домашняя утварь, отделанная резьбой по дереву, инкрустацией костью, росписью и т. д. сохранили циклы производства древних мастеров и основы национального узоротворчества. Войдя в богатую юрту, человек попадал обычно в неповторимый мир орнамента. Пол застилался коврами паласного типа, текеметами, корпеше — ватными одеялами, рассчитанными на постилку для сидения, на которые разбрасывали жержастык — подушки жесткие, а когда приходили наиболее почетные гости — еще и кусжастык, копшик — подушки мягкие, набитые перьями. На стены вешали разноцветные ковры.


Внутреннее убранство юрты В центре юрты ставили обычно очаг — треножник с котлом для приготовления пищи на огне. А в парадной юрте имелся круглый стол для трапезы, который покрывался дастарханом — скатертью. При входе в юрту слева, как полагается, висели принадлежности конской сбруи, приспособления для охоты с ловчей птицей. Чуть подальше ставилась деревянная кровать — тосекагаш для молодоженов с шымылдыком — пологом, прикрывавшим их постель от посторонних глаз. Рядом с тосекагаш на двух-трех подставках — жукаяк ставили набитые домашними вещами войлочные или ковровые чехлы — каршын, тен, а на них два-три сундука (абдре), поверх которых складывали одеяла, подушки, чтобы продемонстрировать достаток жившей в юрте семьи.

Женщины в юрте Справа от входа ставили асадал — разборный шкаф для посуды, скатертей, салфеток; кебеже — ларь для продуктов; кухонные принадлежности. Здесь же висели настенные сумы — аяккап для посуды, теркеш — футляры для кесе (пиал). Наряду с юртой часть казахов, кочевавших вместе со скотом, имела и постоянные зимние стоянки — кыстак, кыстау с жилыми и хозяйственными постройками. В них на лето оставались лишь те, кто занимался заготовкой сена, примитивным земледелием, поскольку сенокос, уборка хлеба, ремонт жилья привязывали их к месту зимовки. Отправляя свой скот на джайляу вместе с некоторыми членами семьи, они ставили тут же рядом с кыстау юрты и жили в них до возвращения стада на зимовку.

Узбекали Джанибеков

Республика Казахстан на карте