Тюрки, каганат


Тюркские конные лучники. 8 век Впервые этноним (название «тюрк») упоминается в китайских письменных источниках в 542 г. Как утверждают некоторые исследователи, в переводе с монгольского «тюрк» означает шлем, по форме напоминающий тукоетау. Первоначально термин «тюрк» означал также представителя знати или военной аристократии, т. е. имел чисто социальное значение. Впоследствии он стал символом господствующего «царского» племени и подвластных ему племен, которых соседи также стали называть тюрками. Во второй половине VI в. этот термин получает широкое распространение среди византийцев, арабов, сирийцев, попадает в санскрит, различные иранские языки, в тибетский. До создания каганата слово «тюрк» означало лишь союз десяти (позднее двенадцати) племен, сложившийся вскоре после 460 г. на Алтае. Это значение сохранилось термином и в эпоху каганатов. Оно отражено древнейшими тюркскими текстами в выражении «тюрк бодун» (бодун союз племен). Еще в середине VIII в. источники упоминают «двенадцатиплеменный тюркский народ». Этим же словом было обозначено и государство, созданное собственно тюркскими племенами-союзов-Тюркэль (тюркская страна, государство). Оба этих значения отражены в древнетюркских эпиграфических памятниках и китайских источниках. В более широком смысле термин стал обозначать принадлежность различных кочевых племен к державе, созданной тюрками. Так его употребляли византийцы и иранцы, а иногда и сами тюрки. Последнее значение термина получило дальнейшее развитие у арабских историков и географов в IX-XI вв., где слово «тюрк» появляется как название группы народов и языков, а не как название какого-либо одного народа и государства. Именно в арабской научной литературе возникло общее понятие о генетическом родстве языков, на которых говорили тюркские племена, и генеологическом родстве самих этих племен. Вне сферы мусульманской образованности столь широкая трактовка не проявилась. Например, Абул- газы Бахадур хан в своей «Тюркской летописи» отмечает, что в тюркском государстве есть пять родов самых знаменитых. Это: уйгуры, канглы, кипчаки, калашы, карлики. А в русских же летописях 985 г. упоминается племя торков — т. е. тюрков, но это лишь одно из многих кочевых объединений Великой степи, называемое вместе с берендеями, печенегами, черными клоабуками, половцами. Так, примерно, обстоит дело со значением термина «тюрк». После прояснения основных понятий, связанных с названием «тюрк», можно будет перейти к процессу формирования степной империи.


Тюркский каганат
Тюркские доспехи 6-8 вв «Когда было сотворено вверху голубое небо; а внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство мы, предки Бумын-каган и Истемы-каган. Сев на царство, они охраняли государство и устанавливали законы тюркского народа. Так повествует о начале новой эпохи в Великой степи, эпохи господства тюркских племен, их государств и языков, самый большой письменный памятник тюрков тех времен — руническая надпись в честь Кюдь-тегина, прославленного воина из каганского рода. Отметим, что здесь время сотворения мира совмещено со временем появления людей, сотворение «сынов человеческих» предельно близко ко времени царствования первых тюркских каганов, покоривших «народы четырех углов света». Почти через двести лет после возникновения Тюркского государства (эля) для автора надписи история совместилась с легендой. А что же стояло в реальной действительности за патетикой первого тюркского летописца? В первом тысячелетии н. э. началось постепенное изменение этнической сферы в евразийских степях. Преобладание здесь все более переходило к тюркоязычным племенам. Ускорение процессов социального развития и территориально-политической консолидации привело во второй половине 1 тыс к созданию тюркоязычными племенами нескольких крупных государственных образований (каганатов). Территориально они охватывали Южную Сибирь, Центральную и Среднюю Азию, Нижнее Поволжье и Северный Кавказ. Перечислим их: Первый Тюркский каганат, Восточно-тюркский каганат, Западно-тюркский каганат, Тюргешский каганат, Уйгурский каганат, а также государство енисейских кыргызов, карлуков, кимаков и приаральских огузов. Историками это время принято называть древнетюркской эпохой. 551 г. Муган-каган, покорив монгольские племена киданей в Юго- Западной Маньчжурии и кыргызов на Енисее, окончательно утверждает господство Тюркского эля в Центральной Азии и Южной Сибири. Отметим, что этот каганат, названный Первым Тюркским каганатом, просуществовал до 630 г. По словам китайской летописи, он привел в трепет все владения, лежащие за границей Великой Стены. С Востока от Корейского залива на Запад до Каспийского моря до десяти тысяч ли, с Юга от пустыни Алашань и Гоби на ревер до Байкала от пяти до шести тысяч ли — все сие пространство земель находилось под его державой. Превратил в зависимость оба северо-китайских государства: Северное Ци и Северное Чжу. Вот такое могущество оно имело. Успешными для тюрков были их Западные походы. К концу 60-х годов VI в.


Мутазилитский теолог Сумама б. Ашрас писал:
"Тюрки не знают ни лести, ни обмана, ни лицемерия, ни наушничества, ни притворства, ни клеветы, ни двуличия, ни высокомерия с близкими, ни притеснения сотоварищей, они не подвержены пороку ереси, не дают прихотям овладеть ими и не позволяют себе брать деньги за толкование закона. Их недостаток и причина их страданий — тоска по родине, стремление к странствиям, страсть к набегам, влечение к грабежам и сильная привязанность к своим обычаям."

Древние тюрки. Тюркский каганат Тюркский каганат включается в систему политических и экономических отношений крупнейших государств того времени: Византии, Сасанидского Ирана, Китая и ведет борьбу за контроль на торговом пути, связывающем Дальний Восток со странами Средиземноморья. Уже к 555 г. тюркские племена, двигавшиеся на Запад, овладели Семиречьем и всей степной зоной Казахстана, вплоть до СырДарьи и Приаралья. Возможно, тогда же суверенитет тюркского каганата распространился на Хорезм. Следует отметить, что движение тюрков на Запад было не просто завоеванием, а крупной миграцией Центрально-азиатских тюркоязычных племен и заселением ими обширных горно-степных районов на Севере и Востоке Средней Азии, прежде всего в казахстанские степи. Местные кочевые племена, по языку родственные тюркам, были либо включены в военно-административную систему, созданную тюрками, либо бежали в степи Юго-Восточной Европы. Таким образом, уже через три года после создания Первого Тюркского каганата на его западных, среднеазиатских территориях сложилась военно-административная система, подобная той, которая существовала на Востоке, но не объединенная с ней. Тем самым были созданы политические условия для последующего распада каганата. После завоевания Средней Азии, тюрки стали хозяевами значительной части торгового пути из Китая в страны Средиземноморья — Великого Шелкового пути. Главными посредниками в торговле были согдийцы и персы, контролировавшие путь от Пайкенда — близ Бухары, до Сирии. Основным покупателем тканей была Византия. Это приносило тюркам большие доходы. В Иране и Византийской империи, особенно в Сирии и Египте, существовало развитое шелкоткацкое производство. Но сырьем для него был шелк-сырец, ввозимый из Восточного Туркестана и Средней Азии. Однако в VI в. в Иране и Византии появляется свой шелк-сырец, что снизило уровень доходов тюрков. Это послужило причиной похода тюрков против Ирана, первый раз в союзе с Византией в 569 году завершившегося захватом в Гургане (Иран) нескольких богатых городов. Второй поход тюрков относится к 588-589 гг. Войско, возглавленное «царем тюрков» Шаба, вторглось в Хорасан. Возле Герата его встретили иранские войска, которыми командовал прославленный полководец Бахрам Гобин. Он разгромил тюркское войско и застрелил из лука «царя тюрков». Попытка реванша оказалась безуспешной, и стороны заключили мир. В момент своей наибольшей территориальной экспансии (576г.) Тюркский каганат простирался от Маньчжурии до Босфора и Керченского пролива, от верховья Енисея до верховая АмуДарьи. Таким образом, тюркские каганаты стали создателями первой евразийской империи. Ее политическое и культурное наследие оказало в дальнейшем существенное влияние на историю Средней Азии и Юго-Восточной Европы.


Западнотюркский и Восточнотюркский каганат
Войны тюрки Рост государства и влияние тюркской аристократии, стремившейся к автономному управлению захваченными территориями, объединение массы рядовых кочевников, вынесших на своих плечах все тяготы непрерывных войн и лишившихся средств существования вследствие джута 581—583гг., новая политическая ситуация, недавшая тюркским каганатам возможности искать выход в набегах, привели каганат к острейшему кризису и междоусобице. Все это длилось более 20 лет и завершилось в 603 г. окончательным распадом Первого Тюркского каганата на два государства: Западнотюркский каганат в Средней Азии, включая Джунгарию и часть Восточного Туркестана, и Восточнотюркский каганат в Монголии. Кратковременный расцвет Западнотюркского каганата в 619 — 630 гг. при каганах Шегуй и Тонягбу стал временем максимальной территориальной экспансии нового государства. Его самоназванием было Он Ок Эли — «Государство десяти стрел». Западнотюркский каганат весьма значительно отличался от Восточнотюркского. Если там преобладала кочевая жизнь, то на Западе значительная часть населения была оседлой и занималась землепашеством, ремеслом и торговлей. Социальная структура была несравненно сложной. Его с большим правом можно считать государством со сравнительно развитыми феодальными отношениями, чем на Востоке. Раннесредневековая городская и земледельческая культура Западно-тюркского каганата была создана с участием согдийцев. Здесь весьма рано начали создавать свои торгово-земледельческие колонии на Великом Шелковом пути в Семиречье, Джунгарии, Восточном Туркестане, Северном Китае. Интенсивная согдийская колонизация в долинах рек Талас, Шу, Или привела к созданию там десятков городов и укрепленных поселков. Поселение этого времени частично вскрыто раскопками казахстанского археолога К. М. Байпакова. Это были большие города, не уступавшие по размерам большинству раннесредневековых городов Средней Азии. Их центральная часть состояла из цитадели и плотно застроенного шахристана. К последнему примыкал рабад ремесленно-торговое предместье и обнесенная стенами территория усадебной застройки. Укрепление усадьбы — кешки, окруженные садами и виноградниками, отстояли друг от друга на 30 — 100 м. Прилегающая местность, составлявшая пахотные земли жителей города, также была обнесена валами. Только в Шуйской долине в V — VII вв. существовало не менее 18 крупных городов и большое число мелких поселений. Они основывались и были населены согдийцами, тюрками, сирийцами, персами.



Тюргешский и Уйгурский каганат
Тюрко-монгол против европейского рыцаря Далее на территории Казахстана и прилегающих к нему земель последовательно создается Тюргешский каганат (679-715). Этому предшествовали кампания против Северного Китая, разгром киданей, подчинение Тувы и разгром государства енисейских кыргызов. Кроме того, была установлена власть на всей территории от Чача (Ташкент) до Турфана и Бешбалыка. Падение второго Тюркского каганата создает в степи политический вакуум. В борьбу за господство над тюркскими племенами, за титул кагана вступают племена победителей, довершившие разгром тюркской империи — басмыды, уйгуры, карлуки. Сильнейшими оказались уйгуры, отнявшие власть у басмылов и создавшие Уйгурский каганат (647 г.) в бассейне рек ТолаиОрхон. Уйгуры, также как и тюрки, кыргызы, кипчаки, принадлежали к числу древнейших племенных союзов Центральной Азии. Значительная группа уйгуров мигрировала на Запад, в степи Казахстана и Юго-Восточной Европы. Оставшиеся в центральноазиатских степях были подчинены тюрками и вошли в состав их государства. Основные земли уйгуров (теле — по китайским источникам) были тогда в Джунгарии и Семиречье. После падения первого Тюркского каганата (630 г.) уйгуры выступают как значительная политическая сила, лидерство внутри которой утвердилось за десятью племенами уйгуров во главе с родом Ягдакар. В борьбе с тюрками в начале 80-годов уйгуры (теле, токуз-огузы) потерпели поражение и утратили свою государственность.


Карлукское государство
Войны степей Власть карлуков окончательно утвердилась в Семиречье в 766 г., когда они завоевали Тараз и Суяб. С той поры в соперничестве с уйгурами карлуки начали борьбу за Восточный Туркестан. Несмотря на неудачи в войнах (начало IX в.) , положение Карлукского государства, опиравшегося на богатые семиреченские города, оставалось прочным. Обогащению карлуков способствовала выгодная торговля тюркскими рабами для аббасидских халифов на сырдарьинских невольничьих рынках, контроль за транзитом в Китай на участке от Тараза до Иссык-Куля. Укрепились позиции карлуков и в Фергане, несмотря на несколько попыток арабов вытеснить их оттуда. По свидетельству некоторых мусульманских историков, после утраты уйгурами их могущества, верховный авторитет среди тюркских племен переходит к вождям карлуков. Но вряд ли можно говорить о реальной власти карлуков над тюркскими племенами в IX в. — старая традиция имела скорее морально-идеологическое значение. И все же, из среды карлуков происходит «каган каганов», он имеет власть над тюркскими племенами, а его предками были Афрасиаб и Шана, т. е. Ашина. Так было положено начало новой тюркской империи в Средней Азии и Кашгарии, названной в русской науке государством Караханидов.



Государство Караханидов
Войны степей Караханидское государство не оставило собственной историографической традиции. Потому все сведения о нем содержатся в трудах арабских и персидских авторов, писавших за пределами каганата. Труд единственного караханидского историка-имама Абул-Футухааль-Гафара аль-Алман, — «Тарихи Кашгар» известен лишь в небольших отрывках у Джамиля Карши (ХШ в.). В истории известно семь гипотез о происхождении Караханидов. Исследователь Востока В.В. Бартольд же ограничивает круг поисков тремя племенами: карлуки, ягма, чигили. Предполагается, что в этот союз входили одно из тюргешских племен тухси и остатки орхонских тюрков. Власть в Караханидском государстве была поделена между знатью двух племенных группировок, составивших ядро карлукского племенного союза — чигилей и ягма. Внешне это выражалось в разделении каганата на две части — восточную и западную со своими каганами во главе. Верховным считался восточный каган, Представитель чигилей, имевший ставку в Кашгаре и Баласагуне (близ современного г.Токмак в Кыргызстане). Западный, младший каган, из ягма, имел ставку в Таразе, а позднее — в Самарканде. Начинаются длительные и жестокие войны между караханидами и саман идами за власть над всей Средней Азией. Война длилась более века и завершилась полным крахом и распространением власти их противников до Аму-Дарьи, возникновением на территории Средней Азии множества караханидских владений. Крупнейшим событием времени ранних караханидов было принятие династией и зависимыми от нее племенами ислама. Самое крупное событие такого рода произошло в 960 г., когда в Семиреченской области караханидов ислам приняли 200 тыс. шатров тюрков. Если учесть, что арабские географы X века описывают «тюрок» как народ, совершенно чуждый исламу и находящийся во вражде с мусульманами, то станет ясно, какое значение имело указанное событие для тюрков и их властителей. Необходимо отметить, что исламизация караханидских тюрков не была следствием кратковременных усилий какого-либо миссионера, а, напротив, процессом постепенного проникновения ислама в тюркскую среду в силу тех экономических и политических выгод, которые проистекали из этого обращения. Оказавшись в зоне мощного воздействия оседлой цивилизации, тюркские племена были втянуты в новую систему экономических и социальных отношений, стали частью этой системы и нашли приемлемые пути вхождения в уже сложившиеся хозяйственно-культурные регионы Средней и Передней Азии. Внешним выражением такой интеграции, по крайней мере, б ее идеологическом аспекте, была сравнительно быстрая исламизация тюрков в государствах караханидов и сельджуков. Все это создает предпосылку для политического принятия новых династий в мире абсолютного господства мусульманской религии. Нашествие кара-китаев (киданей) — дальневосточных монгольских племен, борьба с найманами стали причиной политической гибели Караханидов. В 1210 г. пресеклась восточнокараханидская династия, а вскоре исчезла и ферганская ветвь караханидов.


ps:
Тюрко-монгольский военачальник Итак, мы познакомились в самых общих чертах с этнической, социальной и политической историей тюркских народов Центральной и Средней Азии во второй половине I тыс. н. э. Именно в это время возникли этнополитические объединения, ставшие прямыми предшественниками и предками современных тюркоязычных наций, в том числе казахской. Тогда же поднялась на новую ступень духовная культура степняков. Возникла тюркская письменность, заимствованная и оригинальная, появилась запечатленная на письме тюркская литература. Тюркские племена впервые приобщались к великим религиям того времени — буддизму, манихейству, христианству, исламу, широко освоили достижения иных цивилизаций. В условиях кочевого и полукочевого быта, а иногда — после перехода к оседлой жизни, как, например, в Семиречье — была создана новая своеобразная и самобытная культура, занявшая свое место в мировой культуре человечества. Все эти процессы невозможно расчленить на «истории» отдельных племен и народов Великой Степи и совместить их исключительно с прошлым какой-либо одной современной нации. Тюркоязычные народы Евразии, так же как и их предшественники, в течение многих веков имели общую историю и общую по происхождению культуру, ставшую впоследствии их общим наследием. Смена на исторической арене одних племенных объединений другими вовсе не означает полного исчезновения первых — древние племена сохранились во вновь возникших этнических и политических структурах, часто под другими названиями, и формировали новые народы, претерпевшие свои деформации и изменения. Судьба каждого из них неотделима от судьбы соседей и сородичей. Следовательно, надо понимать, что единство и преемственность в истории и культуре евразийских степей, возникшие в начале бронзового века, достигшие расцвета в скифские времена, не исчезли, а лишь окрасились в новые этнические цвета с наступлением эпохи древнетюркской степной империи.

Абдижапар Абдакимов

Республика Казахстан на карте