Казахский мужской костюм


Казахи. 1861 г. Петербург Уникальным проявлением материальной культуры прошлого является казахский народный костюм, создававшийся под влиянием условий жизни в степях с их знойным летом, с пронизывающими ветрами, морозами зимой, большими перепадами дневных температур. В нем нашли отражение эстетические идеалы народа, его образ жизни, социальные эквиваленты. Он отличается ярко выраженным своеобразием и сыграл определенную роль в сохранении и упрочении этнического самосознания народа, наряду с разговорной речью, антропологичес-скими показателями служил стойким определителем, по которому отличали своих от чужих. Для него характерна общность форм для всех слоев населения с определенной возрастной регламентацией. Прост в композиции, целесообразен, удобен для верховой езды, поскольку в прошлом не обойтись было без коня, приспособлен к защите тела от холода, жары, знойных ветров, отличается нарядностью благодаря отделке мехом, вышивке, инкрустации, широкому использованию всевозможных украшений. При этом следует учесть, что последние могли возникнуть не только из-за стремления к красоте, ибо в степных условиях у людей, вечно кочующих вместе со стадами, со всей семьей, домашним скарбом в поисках пастбищ, времени было не так уж много, чтобы заниматься украшательством.

Поэт Машхур-Жусуп Копеев с друзьями. 1920 г. Обогащение одежды золотыми нашивками с люрексом, вышивкой, по всей вероятности, возникло позже, чтобы по ним можно было определить положение человека в обществе, его принадлежность к определенной социальной группе степного населения. Оно могло жить в дальнейшем в силу укоренившихся традиций, развиваясь и совершенствуясь в соответствии с эстетическими идеалами и представлениями людей о красоте и гармонии. Почти все элементы казахского народного костюма однотипны везде, во всех регионах республики, нет особой разницы в покрое, выборе материала, назначении отдельных предметов одежды. Некоторые различия, имеющиеся в головных уборах, поясах, украшениях, в отдельных специфических фасонах будничной и праздничной одежды, очевидно, связаны с общим историческим процессом сложения отдельных групп казахского народа. И объясняются они тем, что в некоторых регионах могли несколько дольше сохраняться более архаичные формы традиционной одежды, тогда как в других они уже были заменены новыми. Распашной характер верхней одежды, запахивание ее на левую сторону, приталенность, наличие шапок, украшаемых перьями, обогащение женского платья оборками делают казахский народный костюм своеобразным.


Чапан. Халат мужской. 19 век В нем отражены те этнические компоненты, из которых сложился казахский народ, уровень его производительных сил в прошлом, характер занятий степного населения, суровые климатические условия просторов Сары-Арки — казахского мелкосопочника, и наконец, исторические традиции, элементы заимствований у соседей. Например, головные уборы ай-ыркалпак, мурак, саукеле, на наш взгляд, напоминают островерхие шапки древних саков — предков казахов. Складываемый из квадрата белой хлопчатобумажной или шелковой ткани женский головной убор жаулык, по всей вероятности, унаследован от древних тюрков, о чем свидетельствуют изображения на каменных изваяниях той эпохи, а белдемше — тип распашной юбки восходит, пожалуй, ко временам гуннов. Манера запахивания на левую сторону, расположение цветной строчки и вышивки по краям выреза кимешека для лица, окаймление халата нашивками с люрексом, края подола, ворот и рукавов камзола галунами, якобы для «защиты» от неведомых и воображаемых сил, украшение детских, девичьих шапок, а в ряде случаев странствующих певцов перьями совы, считавшейся священной птицей, как оберега от дурных глаз, болезней, уходят к тюркско-кыпчакскому этническому пласту. А ношение тона — тулупа, шаровар со вставками-клиньями из окрашенной в естественные цвета овчины, сапог — саптама на высоких каблуках с войлочным чулком — байпаком связано с характером занятий казахов в прошлом — подвижным скотоводством, а также с климатическими условиями.

Джигиты В покроях мужского бешмета с перехватом у талии, женского расклешенного платья кулиш койлек, женского широкого платья жаз койлек — с густыми сборками на кокетке и отложным воротником нетрудно заметить влияние русской, татарской, среднеазиатской одежды, т. е. соседей казахов. Традиционными материалами для казахского народного костюма всегда служили кожа, мех, тонкий войлок, шекпен — самотканое из верблюжьей, реже — бараньей шерсти сукно. Для изготовления одежды широко использовались овчина, козьи, жеребячьи, сайгачьи шкуры, из которых обычно шили нагольные тулупы, безрукавки, шаровары, вышитую тамбуром верхнюю одежду. В сочинении Сейфи, написанном в 1582 году, есть интересные сообщения об одежде казахов. Он пишет: «...их кафтаны сделаны из овечьей кожи, они окрашиваются в разные цвета и становятся похожими на атлас, их привозят в Бухару и продают по той же цене, что и кафтаны из атласа, настолько они элегантны и красивы». На шубы, головные уборы шли также меха волков, лисиц, выдры, куницы и некоторых других пушных зверей. Тесемки для шекпенов, пояса для шаровар изготовлялись на четырех дощечках с отверстиями по углам. На одежду шли также хлопчатобумажная ткань, доставлявшаяся купцами из Индии, шелк, бархат, парча, шерстяное сукно из Китая, Средней Азии.


Семья казаха горожанина. 19 век С этими материалами казахи, как и их предки, знакомы с давних времен по обменной торговле на древнем караванном «Шелковом пути», проходившим некогда через города Южного Казахстана. А с XVII века в казахские степи стали поступать русские товары. Нарядность казахскому народному костюму, создававшемуся на протяжении столетий искусством и талантом, помноженными на труд многих умельцев, придавали не только отделка дорогим мехом, вышивка или, скажем, узорчатое тканье, нашивки с люрексом, но и пояса, украшенные золотыми и серебряными бляхами, подвески из бусин драгоценных и полудрагоценных камней, кораллов, прикрепляемых к женскому комплекту одежды и др. Комплект мужского костюма состоял из нательного белья — жейде (рубаха — койлек, штаны — дамбал), верхней плечевой одежды — бешмет, шекпен и шаровар — шалбар, сым, заправляемых в сапоги. Основные элементы этого комплекта мужского костюма оставались неизменными на протяжении веков. Социальные различия проявлялись здесь лишь в материалах, из которых шили комплект костюма, в его декоре, качестве изготовления. Рубашку, длинную до колен с отложным или стоячим воротником, плечевым швом, выкройной проймой, несколько скошенным плечом, шили из белого холста, с разрезом на груди. Под рукавами вставлялись клинья в виде треугольников, служившие ластовицей. Штаны же «с широким шагом» имели вид прямоугольника с двумя длинными и чуть сужающимися книзу штанинами, со вставкой-клином в соединении.

Костюмы супругов. 19 век Поверх жейде казах надевал обычно легкую, сшитую по фигуре и расширяющуюся книзу распашную одежду, шаровары. Эта одежда могла быть со вставленными в пройму рукавами и без рукавов. В зависимости от этого в первом случае ее именовали бешметом, в другом — камзолом. Шили ее из тонкого шерстяного сукна — мауты, бархата, шелка, преимущественно синей, коричневой, темно-зеленой окраски. Обшивали бешмет стоячим воротником из той же ткани, края подола, рукавов окаймляли тесьмой, несколько ниже талии располагали прорезные карманы без клапанов. Шаровары шили из того же материала, что и бешмет, со вставкой-клином для удобства при верховой езде, верхние края штанин заворачивали для того, чтобы в них можно было продеть поясок, заменявший в данном случае ремень. Каких-либо застежек и пуговиц они не имели. В зависимости от сезона бешмет, камзол и разновидность последнего — кокрекше могли быть утепленными. Поверх бешмета надевали шекпен — просторный халат прямого покроя, с длинными и широкими рукавами, из грубого самотканого сукна из верблюжьей шерсти, или чапан — халат такого же покроя из плотного материала на подкладке. Зимой мужчины носили овчиный или волчий тулуп — тон, лисий треух — тымак, тяжелые кожаные сапоги — саптама. Овчиный тулуп нередко заменялся шубой — купи (куш), крытой шекпеном, сукном (бархатом — в женском варианте) со стеганым подкладом. С. И. Руденко, обследовавший в 20-х годах XX века на основе палеоэтнологических данных одежду казахов бассейна рек Уила и Сагыза, считал купи достоянием казахов и их предков по меньшей мере двухтысячелетней давности.


Айыркалпак. Мужской головной убор Среди феодальной знати высоко ценились крытые шубы — ишик, сшитые из шкурок ценных зверьков. Самые нарядные шубы обшивались по краям мехом выдры, куницы. Большой популярностью пользовалась мужская одежда на матерчатой основе из подобранных по цвету шкурок жеребят, сайгаков. Из них шили разного рода камзолы, брюки, дополненные вышивкой. Одним из древних в комплекте мужского костюма казахов является войлочный плащ — кебенек (кебентай — в Семиречье), который шили преимущественно из тонкого белого войлока с ворсом на лицевой стороне. Валяли его небольшими квадратами размером 60X60 см. Получали войлок с ворсом путем вваливания грубой шерсти на полуготовую основу. Свертывали его в трубу, поливали многократно горячей водой и катали предплечиями рук. К сожалению, образцы кебенека не дошли до нас. О его покрое мы можем судить только по рассказам очевидцев. Он был широким и длинным, выкраивался с разрезами сзади, вместе с брюками из того же материала, что и он сам. Имел глухой, стоячий воротник, заменявший капюшон. Надетый поверх зимней одежды, кебенек надежно защищал всадника от ветра, дождя и снега. Мужской костюм юга Казахстана отличался некоторой облегченностью, что, по-видимому, связано с оседлым и полуоседлым образом жизни населения, климатическими условиями. Одежда джигита состояла из короткого, приталенного бешмета, длиной чуть ниже бедер из шерстяной ткани, реже из бархата темно-вишневого, темно-синего или коричневого цвета (это основные тона мужского костюма юга Казахстана.— У. Д.), с прямыми рукавами, на подкладке.

Мурак. Мужской головной убор Рубаху к нему шили из тонкой хлопчатобумажной ткани, со стоячим воротником и косой застежкой по центру. Мужской костюм далеко не всегда застегивался и поэтому пояс был его обязательным элементом. Наиболее древним из них является ксебелбеу, в отличие от других типов ремней, например, белдика, он имел кожаные подвески, прочно прикрепляемые на ремешках, так называемые окшантаи в форме старинной пороховницы, кын — ножны и т. п. Пояса украшались металлическими бляхами. Взрослые казахи постоянно, даже за дастарханом, носили круглую тюбетейку — такия, а все остальные головные уборы поверх нее, когда находились на свежем воздухе. Наиболее простым украшением тюбетейки были узорная строчка на околышке, из ниток — на верхушке. Вышитую шелком, золотой или серебряной канителью зер такия носили молодые люди. Не отличались разнообразием мужские верхние головные уборы. Калпак — шляпа войлочная, борик — шапка с меховой опушкой, тымак — треух — вот, пожалуй, и все. У феодальной знати бытовала высокая, сшитая из бархата, вышитая золотой канителью шляпа на войлочной основе — мурак, надеваемая поверх конусообразной шапки с меховой опушкой. Мужская обувь пожилых казахов состояла из маси — ичиг, на которые при выходе из дома надевали кебе — калоши кожаные. Взрослые мужчины все без исключения носили кожаные сапоги — коксауыр, внешне мало чем отличающиеся от обычных. Шили их обычно из шагрени зеленого цвета, которую получали, посыпая просо на размягченную кожу и притискивая ее тяжестью. Казахские сапоги старинного покроя, нередко с заостренными и загнутыми кверху носками, не различались на левый или правый, что позволяло носить их дольше, меняя периодически с одной ноги на другую. Исключение составляли инкрустированные разноцветной кожей сапоги на высоких каблуках. Наиболее примитивной обувью, которой пользовались бедняки, были шокай — кожаные сандалии, которые изготовлялись из сыромятной кожи, как и ремни, а также шарык, надеваемые на сапоги для их предохранения при ходьбе по каменным осыпям.

Узбекали Джанибеков

Республика Казахстан на карте