Резьба по дереву


Кебеже. Ларь Оригинальна и неповторима у казахов резьба по дереву, которая бывает плоскостной, объемной, сквозной и дополняется росписью. Резными в прошлом были двери, верхняя цилиндрическая часть остова, низ купольных жердей юрты, ее обруч, а также кебеже — ларь, абдре — сундуки, тосекагаш — кровать, жастыкагаш — изголовье подушечное, асадал — шкаф разборный для хранения посуды, скатертей, салфеток, музыкальные инструменты; посуда: ожау, саптыаяк — черпаки, тос-таганы — миски, куби — маслобойни и многое другое. В отдельных изделиях народных мастеров, дошедших до нас, присутствуют почти все виды резьбы.

Тосекагаш. Кровать Значительную ценность в этом плане представляют выявленные нами в 1972 году в поселке Тургай тосекагаш (деревянная кровать), асадал (шкаф), датируемые условно концом XIX в. В тосекагаше применены и объемная (колонны спинок, их на- вершия, ножки), и плоскорельефная (боковая поверхность), и сквозная (декоративные детали) резьба. На боковых поверхностях изделия представлены растительные мотивы — листья, трилистники, бутоны. Все они дополнены росписью. На асадале, изготовленном тем же неизвестным мастером, створки шкафа выполнены в технике сквозной резьбы, ящики — плоскорельефной. Асадал имеет, как и сундук, ручки с двух сторон, с помощью которых его можно переносить.


Резьба по дереву. Дверь В орнаментальных мотивах резьбы его створок доминантой является изображение вазы с букетом на мотив узора битпес — «нескончаемый», из которого как бы вырастает бутон цветка, залитый лучами солнца, олицетворяя не только бесконечное движение, вечную жизнь, но и взаимосвязь, согласованность и порядок в мире. В эту вертикальную композицию включены также довольно редкие в казахском орнаменте и, по-видимому, заимствованные изображения лотоса, символизирующего знаки внимания, пожелания счастья и благополучия потомству, фазанов — древнейшего символа благожелательности. В композиции резьбы верхнего ящика асадала доминируют солярные круги — символы мирового пространства, «окутанного» таинственностью, для раскрытия которой мастером использованы всевозможные ободки, пересекающиеся линии, волны, обозначающие, соответственно, тучи, облака, дальние расстояния.

Асадал. Шкаф А на нижнем" ящике от солярных кругов расходятся лучи и длинные листья — символы жизни на земле. Эти изделия представляют особую художественную ценность тем, что в них сочетание самых различных орнаментальных мотивов создает единое смысловое целое, отражающее поэтику народных представлений о строении мира, смысле жизни и т. д. Они бесспорное свидетельство тому, что запрещение исламом изображения живых существ сковывало творческие силы, привело к условностям и схематизации в изображении. Но, приспосабливаясь однако к материалам, пожеланиям заказчиков, ограниченные даже рамками орнаментального искусства, народные мастера создавали свои индивидуальные варианты, разрабатывали нередко и собственную систему орнаментации.

Узбекали Джанибеков

Республика Казахстан на карте