Орудия труда казахов


Жерагаш - пахотное орудие дихана (пахаря) Орудия труда скотоводов, будучи функционально совершенными, не изменялись на протяжении веков. Таковы, например, приспособления для привязи: овец —косак, ягнят — коген, жеребят и верблюжат — жели, коров и телят — бас жип; недоуздок, привод для коня — шылбыр, повод для верблюда — буйда, крюк для ловли лошадей — курык и др. В качестве пахотного упряжного орудия казахи испокон веков пользовались жерагашем, известным с эпохи бронзы и раннего железа. Он представлял собой что-то среднее между оралом и сохой, не имел отвала и только разрывал и раздвигал землю в обе стороны. Жерагаш состоял из естественно искривленного ствола дерева — корпуса с глубоким отверстием для носка пахотного орудия — сошника (тiс, бозна, турен — в разных районах), вставляемого в паз корпуса и закрепляемого клином грядили (жетекагаш, октык), а также упряжного для тягловых животных приспособления — ярма (мойынтурык). Рукоятка жерагаша — тутка служила правилом, с помощью которого направлялось его движение. Другим наиболее распространенным типом пахотного упряжного орудия в конце XIX - начале XX вв. был сабан (атсабан — на юге Казахстана) — местная разновидность колесного плуга, который состоял также из корпуса, двухколесного передка, бруса — белагаш, соединяющего корпус сабана с передком, грядили, закрепляемой на передке и служившей для упряжки животных. На белагаше располагались два отверстия, в переднее из них вставлялся резец — кылыш, находившийся перед сошником и резавший для него почву, во второе, располагавшееся над плоскостью сошника, вкладывался винтовой железный стержень, регулировавший угол наклона сошника, т. е. глубину пахоты. Сошник же сабана бывал массивнее сошника жерагаша и в отличие от него имел трубицу, на которую насаживался носок полоза.


Орудия: тырма, аша, кетпен, айыр На ось колесного передка крепился деревянный брус — палек. Вспашка сабаном требовала в зависимости от состояния земли тяглового скота в две и более пары, особенно когда поднимали целину. Тягловый скот запрягался пара за парой, грядиль второй пары укреплялась на ярме первой пары, грядиль третьей — на ярме второй. На правом конце планки, соединявшей рукоятки сабана, предусматривался зубец, на который накидывали вожжи — делбе. На орошаемых землях юга Казахстана, Семиречья широко применялся кетпен (кетмень), отличавшийся от общепринятых тяпок размером и несколько округленной формой, курек — лопата, отак — тяпка, изготовляемые методом горячей ковки. Ими копали каналы, водоемы, канавки, обрабатывали посевы, удаляли сорняки. В качестве бороны казах использовал обыкновенное бревно (мала), накладывая на него тяжести или становясь на него сам. Широко применялся им и другой вид бороны, состоящий из двух массивных балок с деревянными зубьями, соединенных для образования квадрата двумя планками. Кольцо тяги прикреплялось к одной из этих балок. В обиходе была рамочная борона с находившимися друг от друга на расстоянии 10—15 см поперечными планками и вставленными в них деревянными зубьями. Кольцо тяги в данном случае крепилось на один из углов рамы. Для жатвы, сенокоса использовались цельнокованные, с жестким сквозным креплением, или без него, серпы — кол орак, лезвия которых традиционно не имели зубьев, были гладкими, а также серпы, изготовленные из кос—шалгы орак, которые представляли собой часть лезвия косы, с прикрепленным к ней железным черенком или деревянной рукояткой. Определенный интерес представляет подготовка тока—кырмана к жатве. Обычно кырман располагался вблизи посевов, его площадь зависела не только от количества рабочего скота, используемого в молотьбе, но и ожидаемого объема зерна. На площадке, выбранной для кырмана, дихан снимал верхний дерновый слой и оголенный таким образом грунт заливал водой.


Кырман-ток (место, где молотят снопы) После некоторой просушки, разбросав на площадке солому или сено, гонял по ней скот в течение нескольких часов. И когда земля утрамбовывалась и становилась твердой, сгребал настил и давал ей просохнуть в течение 2—3 дней. Тщательно подметя всю площадь, готовил кырман к приему урожая. При повторном использовании кырмана его подравнивали, вновь заливали водой и после подсыхания утрамбовывали бревном, привязанным к лошади или верблюду. А на орошаемых землях кырман устраивался непосредственно на одной из делянок хлебного поля, где грунт был достаточно уплотнен многочисленными поливами. Посередине кырмана вбивался короткий, высотой до двух метров стоб (окагаш) со свободно вращающимся металлическим колесом, к которому прикрепляли приводы животных, используемых для молотьбы. Животных прогоняли по кругу. А с конца XIX в. по примеру переселенцев казахи-земледельцы стали применять и каменные катки. Вилами (айыр, аша), граблями (тырма) очищали зерно на току от соломы, деревянной лопатой веяли его, просеивали через решето (елек, калбыр), освобождая хлеб от камней и других примесей. В качестве решета использовали и старые тазы, ведра и другие металлические емкости, в днище которых пробивались мелкие отверстия, после чего они подвешивались на треногу для просеивания. Зерно хранили в небольших утепленных соломой ямах (yра). вырытых во дворе дома. Те, кто располагал относительно большим хлебом, имел амбары — камба в составе жилого дома. Из приведенных выше примеров явствует, что хозяйство казахов испокон веков было экстенсивным, основанным на кочевом, полукочевом скотоводстве, низкотоварном богарном или орошаемом земледелии, примитивных орудиях труда, способах обработки почвы. Тем не менее к началу XX в. в формах хозяйствования, быту и образе жизни казахов произошли значительные качественные изменения. Включение Казахстана в орбиту общероссийской экономики способствовало возникновению и развитию горнодобывающей и нефтяной промышленности, рыбных и соляных промыслов.

Узбекали Джанибеков

Республика Казахстан на карте